Фото с ресурса img.gazeta.ru
Новость о том, что российское правительство решило не выплачивать пенсии работающим пенсионерам, чей доход превышает миллион рублей в год, выглядит неожиданной только на первый взгляд. Впервые о такой возможности представители Минтруда объявили еще в середине декабря прошлого года. Но тогда мало кто поверил, что власти пойдут на дефолт пенсионной системы. Подтверждение этого на более высоком, уже правительственном уровне вызвало шок у экспертов и наблюдателей, пишет «Лента.Ру».О том, что выплаты работающим пенсионерам с годовым доходом более миллиона рублей могут быть прекращены или ограничены в 2016-2017 годах, министр труда Максим Топилин сообщил журналистам сразу после посвященного пенсионной реформе совещания у премьер-министра Дмитрия Медведева. Таким образом, государство фактически объявляет дефолт по своим обязательствам. Пока только перед группой граждан, составляющей 220 тысяч человек.
Дефолт — это любая несогласованная попытка изменить условия выплат, когда срок исполнения обязательств уже наступил. Представим себе, что страховая компания отказалась вам платить по страховому случаю только потому, что у вас и так много денег. В области государственного пенсионного страхования может произойти именно это.
Нехватка денег — основной мотив, побуждающий правительство к очередному пенсионному дефолту. В первый раз дефолт был объявлен в 2013 году, когда государство ввело мораторий на перечисление средств пенсионных накоплений молодых людей в негосударственные пенсионные фонды. Сегодня до 40 процентов расходов распределительной системы на выплату пенсий покрываются за счет государства, а не благодаря взносам работодателей. В результате каждый год пропорционально увеличивается и трансферт федерального бюджета на покрытие дефицита Пенсионного фонда России.
Впрочем, тут есть одна закавыка, пока не удостоившаяся должного внимания со стороны юристов. Снижение публичных гарантий — это последняя мера, на которую может пойти государство. И только если других возможностей их исполнять в его распоряжении не осталось. Более того, такую «крайнюю необходимость» правительство обязано доказать не суду, даже Конституционному, а избирателю. И сделать это будет крайне сложно.
Придется доказывать обоснованность трат из Фонда национального благосостояния (ФНБ). По состоянию на 1 января в нем было аккумулировано 4 триллиона 388 миллиардов рублей. При этом правительство уже решило изъять 525 миллиардов на финансирование разных проектов, никак не связанных с социальной сферой. Деньги пойдут крупным корпорациям и банкам. «На социальные обязательства средства ФНБ расходовать не предполагается», — говорит министр экономического развития Алексей Улюкаев.
Впервые государство запустило руку в эту пенсионную заначку в октябре 2008 года, а 23 декабря 2013-го премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление, разрешившее направлять эти деньги на инвестиционные проекты внутри страны. И вот теперь дело пахнет пенсионным дефолтом.
*По материалам общественного объединения "За права человека"