О дороговизне нашего топлива говорили мои знакомые, которые нынешним летом ездили на юг: «Что за ерунда? Едем по России, и везде бензин дешевле, чем в нашей области! Только в Крыму нашли дороже! Мы что, самые богатые в стране?»
Но это субъективное мнение. А вот объективная информация Росстата за октябрь нынешнего года. Бензин у нас не самый дорогой в стране, но продается по явно завышенной цене по сравнению с соседями. Жители Иваново, Ярославля, Рязани, Нижнего Новгорода, Курска, Липецка, Калуги, Костромы, Белгорода, Брянска покупают топливо, как правило, на полтора – два рубля дешевле.
В ЦФО топливо дороже нашего только в Москве и Московской области, Туле и Смоленске. Детальнее картину можно изучить в этой таблице:
И при том наш регион является местом, где АЗС совершенно спокойно торгуют дистиллятами – крайне опасными для природы и экономики суррогатами дизельного топлива. Мы писали об этом тут.
Так почему у нас дорогое топливо? Задаю этот вопрос эксперту Алексею Смирнову, руководителю проекта «Трасса».
- Наши нефтяники сваливают на логистику. Мол, дорогая доставка. Ближайшие НПЗ находятся в Кстово, Ярославле, Капотне и в Рязани. Мы всегда этот вывод оспаривали. Посмотрите на Иваново – там «плечо» по доставке такое же, а топливо на два рубля дешевле! Нормальная маржинальность в бизнесе на АЗС - 4-5 рублей с литра. В нашей области она доходит до 12 рублей с литра! – Говорит Алексей Смирнов. - На мой взгляд, главная проблема – отсутствие конкуренции на рынке топлива. Продавцы даже крупных федеральных сетей или те, кто работает как франшиза этих сетей, держат высокие цены на топливо – выше, чем в соседних регионах. Зачем им резать себе доходы? Они оправдывают такое положение тем, что у всех есть дисконтные карты, заправляться по которым можно дешевле… Но давайте не путать рыночные цены и маркетинговые ухищрения по привлечению клиентов.
Во-многом такая ситуация сложилась из-за того, что на рынке топлива процветают юридические лица, зарегистрированные в других регионах. У местной власти очень мало рычагов для контроля за ними, а те приехали сюда только чтобы заработать. Причем это не гранды какие. Крупные игроки уходят сейчас от розницы. Это малый и средний бизнес.
Вторая причина – низкое качество топлива и плохой контроль за этим. Сами себя спросите: будете вы покупать топливо дешевле на 2 рубля, чем на брендовых АЗС? Не будете – побоитесь. А брендам зачем скидывать цену, если такой расклад? Покупка дешевого топлива в рамках госзакупок помните, чем иногда оборачивается? У всех на слуху уголовные дела, которые заводили при Орловой. А ведь это потенциальный бонус для надежных проверенных поставщиков, благодаря которому цены могли бы снизиться и для широкого потребителя.
По мнению экспертов, у региональной власти в руках достаточно рычагов, чтобы исправить ситуацию: наладить на рынке топлива контроль.