Фото radzievskaya.com
Ресторанный бизнес - один из тех, кто максимально ощутил на себе самоизоляцию и ее последствия. Если у магазинов были лазейки, чтобы остаться открытыми - продавать товары первой необходимости, например, то кафе закрыли все. У них остался один путь для выживания - переориентироваться на доставку еды.
И судя по скорости и эффективности, с которой это сделали владельцы владимирских кафе и ресторанов, этот бизнес очень мобильный и легко приспосабливается к новшествам. Что не может не радовать - в туристическом городе без ресторанного бизнеса никак, и если бы кафешки за время самоизоляции позакрывались, было бы очень печально.
За те два месяца, что Владимир сидит по домам, более или менее соблюдая карантин, владимирские кафе массово перешли на доставку еды. Только цифры: до начала режима самоизоляции, в середине марта, в двух самых популярных российских сервисах доставки было зарегистрировано всего 10 владимирских кафе: 4 в Яндекс.Еда и 6 в Delivery Club. На конец мая в Яндекс.Еде зарегистрировано 29 ресторанов, в Delivery Club - 35. Плюс добавился сервис-агрегатор Chibbis. В отличие от первых двух компаний, которые занимаются доставкой самостоятельно и имеют собственную сеть курьеров, Chibbis является именно агрегатором: предоставляет интернет-площадку ресторанам, которые сами занимаются доставкой.
Получается, что за месяц количество ресторанов, приспособившихся к работе в онлайне и к доставке, выросло в 10 раз. Причем система очень мобильна - список заведений общепита, подключенных к Яндекс.Еде или Delivery Club, меняется чуть ли не ежедневно. Это понятно - и сервисы доставки, и рестораны подстраиваются друг под друга, меняют условия. Например, где-то минимальная сумма заказа снижается до 1 рубля, зато увеличивается стоимость доставки, где-то привозит курьер ресторана, а не сервиса - это дешевле, но дольше. Кстати, в сервисах доставки уже регистрируются не только престижные и недешевые рестораны и кафе, но и обычные столовые, чебуречные, и даже магазины, торгующие готовой едой. Доставляют не только привычные пиццу и роллы, но и супы, жаркое, салаты, изысканные десерты, в общем, все, что есть в меню.
Средняя стоимость доставки при заказе через сервисы - от 39 до 99 рублей. При крупном заказе - от 1000 рублей - доставка обычно бесплатная. Срок доставки заявлен час-полтора, но реально еду привозят существенно быстрее, в среднем за 40 минут. Она даже не успевает остыть, причем упаковано все обычно в удобную посуду - распаковал и ешь.
И после такого быстрого перехода еды в онлайн возникает вопрос - а откроются ли кафе в прежнем виде? Ведь так удобно получить ресторанную еду домой или в офис, причем за ту же цену.
- Опасаться исчезновения кафе и "ухода еды в онлайн" не стоит, - говорит Виктория Самотеева, психолог и бизнес-консультант. - Наоборот, после снятия режима самоизоляции этот бизнес возродится, как Феникс из пепла. Поход в кафе, даже на простенький бизнес-ланч - это не просто прием пищи, это ритуал, который сам по себе доставляет удовольствие. И никакая доставка этого не заменит.