Фото с ресурса ecowallpapers.net
Нынешний год отмечен, кроме широко обсуждаемого 100-летнего юбилея гибели Российской империи, ещё одной круглой датой. Это удивительное по своим последствиям событие в истории нашей страны совершенно недооценено потомками.
На первый взгляд, событие действительно не выдающееся. Его современники, да и сам автор, и представить не могли, к чему оно приведёт спустя столетия. Как не вспомнить повесть Азимова «Конец вечности» –
малозначительное, казалось бы, вмешательство в цепь событий фантастическим образом радикально меняет реальность
и ход истории на века и тысячелетия вперёд.
Итак, 860 лет назад, в 1157 году, князь Андрей, названный позднее Боголюбским, перенёс свою резиденцию из Суздаля во Владимир. Владимир тогда был ничем не лучше Суздаля, кроме одного. Рельефом местности, своим южным парадным фасадом, обращённым к реке (ныне обезображенным железной дорогой) он напоминал Киев, за власть в котором боролся наш князь.
А когда Андрей достиг своей цели и мог спокойно княжить в Киеве, он абсолютно неожиданно для современников выбрал местом для своей постоянной резиденции затерянный в глухих лесах на крайнем северо-востоке Руси Владимир.
Это как сейчас Норильск или Магадан.
Причём не было никаких видимых причин для переноса столицы из более комфортного по климату и обжитого Киева в столь суровые края. Историки не усматривают в середине XII века ни обострения атак степняков, ни иных каких-то чрезвычайных угроз с запада или юга.
Андреем Боголюбским как будто двигало провидение.
Перенос древней столицы на крайний северо-восток сыграло в истории России даже большую роль, чем 550 лет спустя – рывок на запад Петра Великого.
Именно благодаря фантастически дальновидному решению князя Андрея Россия начала движение на север и восток, приросла Уралом и Сибирью, стала северной, индустриальной, научной и культурной державой в противовес южным традиционно аграрным и более отсталым странам (сравните север и юг Европы, и даже в пределах одной страны – север и юг Италии).
Если бы наш великий земляк не перенёс восемь с половиной столетий назад столицу во Владимир,
Россия, скорее всего, осталась бы аграрной окраиной Европы с местечковым хуторским менталитетом,
то есть тем, к чему ныне стремится южная Русь, она же Малороссия, она же искусственно созданная большевиками анти-Россия – Украина.
С недооценённостью роли Андрея Боголюбского, сделанного им поистине экзистенциального выбора, а также места Владимира в истории России надо что-то делать, как-то это преодолевать.
Может быть, стоит провести у нас научную конференцию по данной теме, разработать тематический туристический маршрут, снять документальный, а то и художественный фильм. Вообще не хватает некоей комплексной программы под условным названием
«Владимир – древняя столица Руси и поворотный пункт в истории страны».
Что-то мне подсказывает, что эта тема окажется востребованной в современном общественно-политическом дискурсе России.